Продолжая публиковать интервью с членами Саморегулируемой организации, мы обратились с вопросами к руководителю Самарского представительства «Объединения медицинских учреждений Поволжья» Ивану Емельдяжеву, который поделился с нами секретами эффективного менеджмента и рассказал об особенностях профессии стоматолога.
Самарская область считается ведущей в плане развития стоматологии, нашего пациента трудно удивить. Но ваша поликлиника неизменно пользуется спросом. Как удается поддерживать такую репутацию?
Стараемся, чтобы поликлиника была если не самым лучшим, то по меньшей мере одним из лучших учреждений в области стоматологии в Самарской губернии, а может, и в стране. В подтверждение этого — методики, которые мы используем, они самые прогрессивные и современные. Есть и собственные наработки, которые во многом стали визитной карточкой нашей поликлиники. Например, у нас открыт и функционирует единственный в области дневной стоматологический стационар, его услуги востребованы. Расположены мы в трех городах — центр в Самаре, филиалы в Кинеле и Сызрани. Общее количество кресел — 24. Считается, что для стоматологической поликлиники — это много. Коллектив у нас замечательный: трудятся 65 докторов, чья квалификация подтверждена и опытом работы, и высокой категорией. Так что мы — одно из ведущих учреждений отрасли. Кстати, не случайно на нашей базе с недавних пор работает главный внештатный стоматолог Самарской области и ПФО, директор стоматологического института СамГМУ, профессор кафедры стоматологии ИПО СамГМУ Дмитрий Александрович Трунин. Это налагает на нас особую ответственность. Мы активно участвуем в совместных региональных и российских проектах. Так, в июне прошлого года под эгидой стоматологической ассоциации России (СтАР) на нашей базе прошел финал Всероссийского конкурса стоматологического мастерства. И мы были не просто хозяевами столь высокого конкурса, а стали его серебряными призерами. Как главный внештатный стоматолог Куйбы-шевской железной дороги я курирую работу железнодорожных стоматологов, мы проводим вебинары, мастер-классы, лекции для стоматологов Татарстана, Башкирии, Оренбургской, Пензенской, Ульяновской областей.
Раньше было невозможно попасть в Дорожную больницу и вашу поликлинику. Сейчас ситуация изменилась в связи с новым законодательством?
Да, мы принимаем пациентов и по ОМС, ДМС, платным услугам. У нас растет задание по ОМС, заключены и работают порядка 40 договоров в рамках добровольного медицинского страхования, то есть мы открыты для всех категорий граждан. В нынешней ситуации уходить на прием к стоматологу в рабочее время невозможно, большинству пациентов удобнее посещать врача после трудового дня. Поэтому мы запустили пилотный проект — работать до полуночи. Один из кабинетов принимает посетителей до 24 часов. А ортопедический — до 22. Для припозднившихся пациентов мы вызываем такси, которое частично оплачено за наш счет. Так что прикрепления у нас нет, каждый может выбрать лечебное учреждение для лечения и протезирования зубов по своему вкусу.
Что дает вам право претендовать на лидерство не только в Самарской области, но и в стране?
Мы практически одни из первых, у кого появился компьютерный томограф с дентальной программой и своего рода «ноу-хау» — исследования врачом- рентгенологом. Это крайне удобно в работе врача-стоматолога, когда врач- рентгенолог тратит свое время, а не время врача-стоматолога и соответственно пациента, на приеме рассматривая снимок профессионально. Часто в таких случаях находили объемные образования и фактически спасали людей на ранних стадиях развития онкологических заболеваний. А что касается подробного описания зубочелюстной системы, мы впервые применили принцип, когда отдавали пациенту диск с записанным на нем собственно рентгенологическим исследованием, с возможностью открытия и просмотром врачом в любом компьютере. Диагностику патологии челюстно- лицевой области это повысило в разы, и сейчас наши доктора даже не представляют себе, как можно имплантацию провести без компьютерной томографии. Это сильно расширяет кругозор врача, меняет даже какие-то стереотипы, сложившиеся еще со «школьной скамьи». Сейчас появляются компании, в которых тоже есть такая методика. Конкуренция на самом деле большое благо для наших пациентов, это я понимаю как организатор здравоохранения.
Для пациента да.
Так для него и работаем. Но конкуренция весьма полезна и для самих медиков. Это дает стимул к развитию. К примеру, учитывая научные данные и практические разработки, доказавшие связь прикуса и состояния осанки человека, мы практически единственные в области, кто занимается таким на первый взгляд необычным для стоматологического учреждения видом деятельности — совместный прием специалиста сто-матологического профиля и врача- невролога (он же является специалистом в мануальной терапии). И специалисты, и пациенты не раз убеждались: исправив неправильный прикус, можно вылечить и головную боль, возможно лечить.
Какие организационные решения позволяют вам по-новому выстроить работу поликлиники?
Среди нововведений и такое — в так называемом смотровом кабинете, а у нас он называется кабинетом первичного приема, ведут прием самые высококвалифицированные специалисты — заведующие отделениями, которые фактически проводят первичную консультацию. Именно они хорошо разбираются во всех областях стоматологии и составляют ориентировочный план лечения, а потом контролируют процесс его окончания, результат. Между прочим, в обычных поликлиниках в смотровом кабинете сажают порой даже интерна, неопытного врача. Он мельком взглянет и отправляет пациента к врачу, которому и предстоит разбираться с проблемами пациента. Мы все поставили с головы на ноги. Это было внедрено еще Сергеем Валерьевичем Блиновым, ныне главврачом Дорожной клинической больницы ст. Самара ОАО «РЖД» ,как результат его научной работы, с тех пор эта практика удачно закрепилось и у нас применяется по сей день. В общем, нет стандартных методик, главное — нужно мыслить и развиваться. Все мы помним времена, когда очередь к стоматологу занимали в 5 утра и к нему невозможно было попасть. А сколько было осложнений, флегмон, остеомиелитов. Сейчас доступность медпомощи в стоматологии повысилась, и врачи отмечают, что воспалительных осложнений уже практически нет. Этот большой результат в стоматологии достигнут за два десятилетия. За 5 лет количество компьютерных томографов в стоматологии выросло в Самарской области до 10-12. А ведь совсем недавно все начиналось с одного- двух аппаратов и считалось каким-то чудом. Теперь их число растет, значит, цена на услугу снизится, а доступность этого вида помощи повысится. Более того, современные аппараты позволяют работать в ЗБ-изображениях. Это большое дело для врача, когда можно посмотреть интересующую его область со всех сторон. Цифровое ЗО-моделирование в стоматологии позволяет ускорить процесс реставрации или протезирования зубов, качество результата при этом возрастает. Словом, мы оснащены по последнему слову науки и техники. Но это не говорит о том, что врачу можно почивать на лаврах, за него работает умная машина. Знаете, есть такая медицинская шутка. Если методики и стандарты лечения описаны и доступны, медикаменты известны, в стандартах написано, что и когда назначать, а в справочниках указано, сколько надо назначать медикаментов и в каких случаях, зачем же тогда нужен врач? Врач нужен для того, чтобы искать ошибки в этих справочниках… А если серьезно, то компьютеры, конечно, сильно облегчают нашу работу, но без клинического мышления, которое нам прививали учителя нашей alma mater — Самарского государственного медицинского университета, доктор состояться не может. Машина никогда не заменит врача.
А можно сказать, что стоматолог чем-то отличается от врача другой специальности? В чем особенность коллектива вашей поликлиники?
Отличие есть, это несомненно. Главная особенность стоматологии — в этой профессии не нужно мотивировать коллектив на освоение новых методик. Как правило, происходит наоборот. Заразившись какой-то идеей, специалисты тут же идут к руководителю, и у них уже готов некий бизнес-план. Они где-то что-то прочли или побывали на выставке, а специализированные выставки проходят у нас ежегодно в ноябре, и уже готовы внедрять новые технологии, приборы, методики. Это отличает докторов в стоматологии. У них нет инертности, излишней консервативности, которая порой мешает развитию, психологически это более прогрессивная отрасль. А еще наша профессия — одна из самых позитивных. Здесь быстрее виден эффект работы, буквально за 2-3 посещения, и психологически врач, несмотря на всю тяжесть работы стоматолога (одна вынужденная поза чего стоит!), испытывает моральное и эстетическое удовлетворение в отличие от доктора, связанного с лечением соматических заболеваний, особенно хронических, которые можно лечить всю жизнь и не вылечить никогда… Приятно видеть, как мгновенно меняются лица наших пациентов, а вслед этому и настроение.
Ну да, голливудская улыбка всем к лицу.
Есть яркие примеры, когда люди, приобретая красивую улыбку, круто меняли свою жизнь, или жизнь менялась под воздействием новых настроений. Люди чувствуют себя более уверенно, они радостнее смотрят на мир, окружающих. Это придает сил в работе!