В сентябре 2016 года первый саратовский салон красоты «Дива» отметил очередной день рождения – заведению исполнилось двадцать два года. Наталия Панферова, одна из основателей предприятия, а также руководитель контрольно-ревизионной комиссии «Объединения медицинских учреждений Поволжья» и председатель Саратовского реготделения общественной организации «Опора России» рассказывает о ключевых составляющих своего успеха:
— Тот результат, которого нам удалось достигнуть, невозможно представить без команды, которая реализовывала идеи, отстаивала репутацию заведения и завоевывала доверие наших клиентов. Костяк этого коллектива сложился примерно восемнадцать лет назад. И хотя тот факт, что основой любого бизнеса, независимо от масштабов, являются люди – не нов, умение подобрать специалистов в компанию, создать в ней определенный микроклимат, распределить должным образом работу – все это удается не каждому предпринимателю. В этом заключается главная задача руководителя, он должен постоянно находиться «внутри» бизнеса, вести за собой коллектив.
— Есть ли в «Диве» традиция, которая связана с празднованием очередного дня рождения салона?
— По этому случаю мы обычно делаем подарки нашим клиентам. Особенный праздник для нас «Новый год»: работать приходится все предновогодние выходные до позднего вечера! Поэтому и отмечаем мы этот праздник коллективно.
— За тот долгий период, что вы занимаетесь «Дивой» не возникало ли у вас желания сменить род деятельности, заняться другим бизнесом?
— Предприятие сразу же стало частью моей жизни, и все о чем я думала, как довести его до совершенства. Конечно, порой, посещало желание попробовать свои силы в чем-то еще, но мысль о том, что это может негативно сказаться на салоне, останавливает до сих пор.
— Тем не менее, вы, помимо бизнеса, активно занимаетесь общественной деятельностью в «Опоре России» и СРО…
— Если «Диву» я назвала неотъемлемой частью своей жизни, то общественная деятельность – это мое любимое хобби.
Государство в России всегда оказывало на предпринимателей большое влияние и для того чтобы условия ведения бизнеса в стране менялись в лучшую сторону, обеим сторонам необходимы каналы взаимодействия. Названные организации как раз можно отнести к «проводникам», которые позволяют нам давать предложения и замечания относительно того, что предлагают нам законодатели. Кроме того, предприниматели это те люди, которым просто необходимо делиться друг с другом опытом. Такие площадки позволяют объединиться, познакомиться с интересными людьми: одни находят контрагентов, другие создают совместные проекты.
Никто не получает за общественную деятельность прямых финансовых вознаграждений, в тоже время люди понимают, что если вовремя не отреагируют на тот или иной законопроект, в дальнейшем это может негативно сказаться на их бизнесе. Пусть и не всегда наши замечания и инициативы находят отклик у властей.
— В чем на ваш взгляд причина?
— К сожалению, большинство бизнесменов в России инертны: пока проблема не коснется их напрямую, они будут оставаться в стороне. Если бы предпринимательские общественные движения были многочисленнее, то увеличилось бы и их влияние, и качество различных инициатив.
У нас есть много вопросов, проблем, которые необходимо выносить на обсуждение, искать способы их решения. К примеру, в последнее время часто говорят о предложенном законе на тунеядство. На мой взгляд, это неоднозначная инициатива. С одной стороны, государство стремится увеличить доходы в бюджет, собрать налоги с тех, кто получает доход, но не трудоустроен официально, находясь, таким образом, в неравных условиях с людьми, получающими «белую» зарплату, либо имеющими зарегистрированный бизнес. Сдругой – не совсем понятно, кто конкретно будет попадать под действие нового закона, кто будет осуществлять его администрирование и исполнение. Не эффективнее ли усовершенствовать механизмы, которые уже существуют: повысить штраф за ведение незарегистрированного предприятия и дать возможность правоохранительным органам проводить соответствующую работу?
Можно подходить к этой проблеме и по-другому: у отечественного покупателя отсутствует особая культура, люди не задумываются о том, что экономя 2-3 тысячи рублей на стоимости услуги, они не только стимулируют развитие предприятия, которое не платит налоги, таким образом, не участвуя в социальном обеспечении незащищенных слоев населения, но и подвергает свое здоровье риску. Многие, зачастую кажущиеся простыми, процедуры требуют выполнения определенных правил и соблюдения техники безопасности, которые отсутствуют в «кустарных» условиях.
— Вы являетесь членом СРО с момента его основания. Учитывая проделанную работу, видите ли вы какие то интересные направления для этой организации?
— Думаю, что нашему СРО, как объединению руководителей медицинских клиник и салонов красоты, нужно обратить внимание на инновационные разработки, что есть на отечественном рынке.
Я понимаю, что большинство из них существуют в качестве прототипов, однако именно из таких наработок в дальнейшем могут появиться прорывные инновации. Мы должны быть как минимум в курсе того что происходит на этом рынке. Может быть, поддерживать развитие наиболее перспективных…
Большое будущее за телемедициной, которая сейчас активно развивается в первую очередь в столице. Надеюсь, саратовские коллеги не отстанут от московских.
— Сравнивая условия ведения бизнеса в двух временных отрезках: 90-е годы, когда вы состоялись, как предприниматель, и современность, когда иметь «свое дело» проще и выгоднее?
— Двадцать два года назад в стране была совсем другая экономика, конкуренция, у людей были другие потребности. Я хорошо помню свои чувства: с одной стороны было страшно, с другой – безумно интересно. Внешняя среда, макроэкономика переменчива и предпринимателям не остается ничего, кроме как адаптироваться под новые условия. Я всем рекомендую читать «Теорию поколений», чтобы лучше понимать окружающих людей и их нужды. Что касается меня, то я бы с удовольствием повторила свой путь.