Большую долю рынка медицинских услуг, по разным исследованиям более 40%, предоставляемых частными медицинскими учреждениями, занимает стоматология. В «Объединении медицинских учреждений» создается отдельный комитет по данному направлению, но уже сейчас в организацию входят руководители стоматологических клиник Саратова, Самары, Пензы и Твери.
Один из них Андрей Штунь – директор и исполняющий обязанности главного врача клиники «Знакомый доктор».
Андрей Игоревич, расскажите немного о себе: как оказались в профессии, сложились как специалист?
Юношество я провел на Севере, в Воркуте. Еще старшеклассником захотелось попробовать себя в качестве врача-стоматолога, поэтому после получения школьного аттестата, я отучился в медицинском училище. Там и понял, что профессия мне подходит, и поступил в Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского. Нашу работу я характеризую как кропотливую, сложную, но в тоже время интересную и благородную.
Стоматологии занимают значительную долю на рынке медицинских услуг. В чем причина того, что именно эта сфера стала самой популярной среди частных медучреждений?
На мой взгляд, главную роль здесь сыграл психологический фактор. Все те, кто лечился в советских стоматологиях, испытали множество неудобств и неприятных ощущений. И когда появилась возможность получить ту же услугу, но без очередей, без боли, с доброжелательным отношением и заботой со стороны медиков, возник спрос.
При этом, те клиники, которые работали в советскую эпоху, по-прежнему, оказывают свои услуги, но обращаемость в них заметно снизилась.
Как Вы оцениваете состояние рынка стоматологических услуг?
Мне кажется, что в Саратове количество стоматологий достигло своего разумного предела. Мы видим, что в каждом, даже небольшом, районе города есть несколько таких учреждений. Предприниматели активно проявили себя, заняв рынок, причем не, только по направлению лечения зубов, но и практически по всем другим медицинским услугам. Скорее всего, сетевые клиники будут развиваться активно, а вот открывать новые станет сложнее. У частных клиник сформировалась устойчивая положительная репутация, люди считают, что в них можно получить консультацию или пройти лечение быстро, качественно, с комфортом. Сейчас бизнес начинает конкурировать в основном за счет улучшения сервиса.
Что касается развития отрасли, то оно в любом случае будет продолжаться.
Что думаете по поводу Ваших конкурентов, которые находятся в тени и не регистрируют свой бизнес?
Отношение к таким врачам, их кабинетам у меня крайне негативное. Корень этой проблемы, заключается в том, что люди, которые обращаются к таким специалистам, плохо информированы. Пациент практически лишает себя целого ряда инструментов, защищающих его от некачественных услуг. С предприятия, которое официально нигде не числится, нельзя получить компенсацию, нельзя написать на него жалобу. Есть факты, когда подобные кабинеты не соответствуют санитарным нормам, что создает угрозу для здоровья пациента.
Верно ли, что основными поставщиками стоматологического оборудования являются заграничные компании? Как развивается ситуация, учитывая валютные скачки и экономическое положение в стране?
В первую очередь надо заметить, что стоматология очень быстро развивается в плане оборудования. Порой не успеваешь следить за всеми новинками, появляющимися на рынке, однако для практического использования подходит далеко не все. Покупка разрекламированных новшеств не всегда себя оправдывает, потому что влияет на стоимость лечения больше, чем на качество. В тоже время, в клиники постоянно поступает новое, современное, эффективное оборудование. Например, одно из последних приобретений в нашей клиники – стоматологический лазер для горячего пломбирования каналов.
Покупать такую технику стало на порядок дороже после падения рубля. Другая тенденция, которую мы наблюдаем – активизация отечественных производителей товаров медицинского назначения. По большей части пока это вторичные материалы, но если сохраняться темпы роста, можно осторожно предположить, что через несколько лет отечественные производители оборудования смогут конкурировать с зарубежными, по крайней мере, на внутреннем рынке.
Если с иностранными компаниями в плане производства нам конкурировать пока рано, то как обстоит дело с качеством услуг в стоматологии: могут ли российские клиники бороться за клиентов с зарубежными?
На самом деле отечественные стоматологи уже это делают. В России после советской эпохи быстро подхватили правильное направление лечения: используются проверенные материалы, эффективность которых подтверждаются клиническими исследованиями. Другой вопрос, что в Европе, Америке это закреплено на государственном уровне, у нас зачастую все зависит от добросовестности учреждения.
Мне доводилось лечить, как иностранцев, так и россиян, которые получали стоматологическую помощь за границей. И бывает, что приходится переделывать работу за иностранными коллегами.
Здесь еще многое зависит от такой интересной особенности, как культура здоровья, наличие или отсутствия полезных привычек. Например, в Ирландии стоматология практически не связана с лечением каналов, зато очень развита профилактика. Это результат того, что ирландцы не доводят до осложнений, регулярно наблюдаются у врачей. В России мы видим прямо противоположную ситуацию.
Необходимо внедрять идею здорового образа жизни в сознание людей. Делать это лучше всего в самом раннем возрасте. Возможно, выделить час или два в неделю для школьников на «урок здоровья». Еще один пример: мы иногда сталкиваемся с тем, что взрослые люди боятся идти на прием к зубному врачу. Это вызвано негативным опытом, либо даже психологической травмой, нанесенной человеку в детстве. И такого пациента уже не «затащить» ни на какую профилактику.
Приведу пример: в одном из своих последних интервью лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров заявил о том, что последний раз делал зубы в Лос-Анджелесе. По его словам, стоимость операции составила порядка 200 тысяч евро. Как Вы считаете, в чем причина того, что выбор российского певца пал на американскую, а не на отечественную клинику?
Для начала нужно предположить, что это, действительно, правда, а не часть его образа и своеобразный пиар. Скорее всего, солист группы «Ленинград» полетел именно в США из-за того, что не рассматривал возможность получения подобных услуг в России. Специалисты и технические возможности для проведения таких операций у нас в стране есть. Однако нужно отдать должное американским врачам – я смотрел моделировку – сделано отлично!
По аналогии с прошлым годом «Объединение медицинских учреждений» организует в Саратове крупный медицинский форум, однако в этот раз он будет посвящен косметологии и пластической хирургии. Есть ли в стоматологии точки пересечения с этими темами?
Конечно. Люди приходят в стоматологические клиники не только за лечением зубов, но и за созданием улыбки. У нас был интересный случай: человек лишился фрагмента челюсти, и мы сначала восстанавливали ее, а затем имплантировали ему зубы.
А как Вы нивелируете конфликты с недовольными пациентами?
Их практически нет. Это результат современных технологий: сегодня стоматологии делают компьютерную визуализацию и восковое моделирование необходимой работы, с помощью специальных программ обрабатывают рабочие модели и получают иллюстрацию результата. В отдельных случаях с заключается пациентом договор в письменном виде , с соблюдением всех юридических тонкостей, хотя бывает это не так часто.
Любой медицинский бизнес во многом зависит от лояльности клиентов. Во-первых, большинству людей тяжело искать себе нового врача из-за особенностей человеческой психологии, и практически все клиенты – это постоянные пациенты. Во-вторых, каждый пациент, по сути, является для нас источником рекламы. Если человек доволен оказанными ему стоматологическими услугами, он обязательно расскажет об этом своим знакомым. «Сарафанное радио» во многом для медицинского бизнеса главный способ привлечения новых клиентов.
В заключении наш традиционный вопрос: назовите главный фактор, который мешает развитию Вашей организации?
Я думаю для стоматологов, основная и самая актуальная проблема сегодня это нестабильность на валютном рынке. Мы очень зависимы от стоимости специального оборудования, лекарств и других товаров медицинского назначения, которые производятся за пределами России. И если система налогообложения не меняется, а расходы бизнеса растут, развиваться становится очень сложно.